Сигналы светофора
|
1. Для регулирования дорожного движения применяются светофоры, имеющие вертикальное или горизонтальное расположение. |
В светофорах применяются световые сигналы зеленого, желтого, красного и бело-лунного цвета. |
В светофорах с вертикальным расположением сигналов красный сигнал размещается вверху, а зеленый — внизу; при горизонтальном расположении сигналов — красный размещается слева, зеленый — справа. |
В зависимости от назначения сигналы светофора могут быть круглые, в виде стрелки (стрелок), силуэта пешехода или велосипеда и Х-образные. |
Светофоры с круглыми сигналами могут иметь одну или две дополнительные секции с сигналами в виде зеленой стрелки (стрелок), которые располагаются на уровне зеленого круглого сигнала. |
2. Круглые сигналы светофора имеют следующие значения: |
1) зеленый сигнал разрешает движение. |
2) зеленый мигающий сигнал разрешает движение и информирует, что время его действия истекает и вскоре будет включен запрещающий сигнал (для информирования водителей и пешеходов о времени в секундах, оставшемся до выключения зеленого сигнала, применяются цифровые табло). |
3) желтый сигнал запрещает движение, кроме случаев, предусмотренных пунктом 14 настоящего раздела, и предупреждает о предстоящей смене сигналов. |
4) желтый мигающий сигнал информирует о наличии нерегулируемого светофором перекрестка или пешеходного перехода, предупреждает об опасности. |
5) красный сигнал, в том числе мигающий, запрещает движение. Сочетание красного и желтого сигналов запрещает движение и информирует о предстоящем включении зеленого сигнала. |
3. Сигналы светофора, выполненные в виде стрелок красного, желтого и зеленого цветов, имеют то же значение, что и круглые сигналы соответствующего цвета, но их действие распространяется только на направление (направления), указываемое стрелками. При этом стрелка, разрешающая поворот налево, разрешает и разворот, если это не запрещено соответствующим дорожным знаком |
Сноска. Вместо красных и желтых стрелок в том же значении могут использоваться круглые красные и желтые сигналы с нанесенными на них черными контурными стрелками.Такое же значение имеет и зеленая стрелка в дополнительной секции. Выключенный сигнал дополнительной секции означает запрещение движения в направлении, регулируемом этой секцией |
4. Если на основной зеленый сигнал светофора нанесена черная контурная стрелка (стрелки), то она информирует водителей о наличии дополнительной секции светофора и указывает иные разрешенные направления движения, чем сигнал дополнительной секции. |
5. Если сигнал светофора выполнен в виде силуэта пешехода (велосипеда), то его действие распространяется только на пешеходов (велосипедистов). При этом зеленый сигнал разрешает, а красный запрещает движение пешеходов (велосипедистов). |
Для регулирования движения велосипедистов используется также светофор с круглыми сигналами уменьшенного размера, дополненный прямоугольной табличкой белого цвета размером 300×200 мм с изображением велосипеда черного цвета. |
6. Для информирования слепых пешеходов о возможности пересечения проезжей части дороги световые сигналы светофора могут быть дополнены звуковым сигналом. |
7. Для регулирования движения транспортных средств по полосам проезжей части дороги, в частности по тем, направления движения по которым может изменяться на противоположное, применяются реверсивные светофоры с красным Х-образным сигналом и зеленым сигналом в виде стрелы, направленной вниз. Эти сигналы соответственно запрещают или разрешают движение по полосе, над которой они расположены. |
Основные сигналы реверсивного светофора могут быть дополнены желтым сигналом в виде стрелы, наклоненной по диагонали вниз направо или налево, включение которой информирует о предстоящей смене сигнала и необходимости перестроиться на полосу, на которую указывает стрела. |
При выключенных сигналах реверсивного светофора, который расположен над полосой, обозначенной с обеих сторон , въезд на эту полосу запрещен. |
8. Для регулирования движения трамваев, а также других маршрутных транспортных средств, движущихся по выделенной для них полосе, применяются светофоры одноцветной сигнализации с четырьмя круглыми сигналами бело-лунного цвета, расположенными в виде буквы «Т». Движение разрешается только при включении одновременно нижнего сигнала и одного или нескольких верхних, из которых левый разрешает движение налево, средний — прямо, правый — направо. |
9. Круглый бело-лунный мигающий сигнал, расположенный на железнодорожном переезде, разрешает движение транспортных средств через переезд. При выключенных мигающих бело-лунном и красном сигналах движение разрешается при отсутствии в пределах видимости приближающегося к переезду поезда (локомотива, дрезины). |
Сигналы регулировщика
|
10. Сигналами регулировщика служат положения его корпуса и жесты руками, в том числе с жезлом, которые имеют следующие значения: |
1) руки вытянуты в стороны или опущены |
Cо стороны левого и правого бока — разрешено движение трамваю прямо, безрельсовым транспортным средствам прямо и направо, пешеходам разрешено переходить проезжую часть. |
Cо стороны груди и спины — движение всех транспортных средств и пешеходов запрещено. |
2) правая рука вытянута вперед |
Со стороны левого бока — разрешено движение трамваю налево, безрельсовым транспортным средствам во всех направлениях. |
Со стороны груди — всем транспортным средствам разрешено движение только направо. |
Со стороны правого бока и спины — движение всех транспортных средств запрещено. |
Пешеходам разрешено переходить проезжую часть за спиной регулировщика. |
3) рука поднята вверх |
Движение всех транспортных средств и пешеходов запрещено во всех направлениях, кроме случаев, предусмотренных пунктом 5.6 Правил. |
Регулировщик может подавать жестами рук и другие сигналы, понятные водителям и пешеходам. |
Для лучшей видимости сигналов регулировщик может применять жезл или диск с красным сигналом (световозвращателем). |
11. Требование об остановке транспортного средства подается с помощью громкоговорящего устройства, жестом руки или жезлом, направленных на транспортное средство с одновременным сигналом свистка, которые должны быть понятны водителю и поданы своевременно с тем, чтобы их исполнение не создало аварийную обстановку. |
12. Сигнал свистком подается дополнительно для привлечения внимания участников движения. |
13. При запрещающем сигнале светофора (кроме реверсивного) или регулировщика водители останавливаются перед стоп-линией (знаком 5.33), а при ее отсутствии: |
1) на перекрестке — перед пересекаемой проезжей частью дороги либо руководствуются требованиями пункта 8 раздела 13 Правил, не создавая помех пешеходам. |
2) перед железнодорожным переездом — в соответствии с пунктом 4 раздела 15 Правил. |
3) в других местах — перед светофором или регулировщиком, не создавая помех транспортным средствам и пешеходам, движение которых разрешено. |
14. Водители, которые при поднятии регулировщиком руки или включении желтого сигнала в случаях, если режим работы светофорной сигнализации не обеспечивает мигание зеленого сигнала непосредственно перед его выключением, не могут остановиться, не прибегая к экстренному торможению, в местах, определенных пунктом 13 настоящего раздела, продолжают дальнейшее движение. |
Пешеходы, которые при поднятии регулировщиком руки или включении желтого сигнала находились на проезжей части дороги, освобождают ее, а если это невозможно — останавливаются на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. |
15. Водители и пешеходы выполняют требования сигналов и распоряжения регулировщика, даже если они противоречат сигналам светофора, требованиям дорожных знаков или разметки. |
16. На железнодорожных переездах одновременно с красным мигающим сигналом светофора может подаваться звуковой сигнал, дополнительно информирующий участников движения о запрещении движения через переезд. |